На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Загадки истории.

2 904 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    это ты  подонок и падал ь антисоветская.Пришел на все гот...
  • Дмитрий
    Я дико интересуюсь. Прошло 5 лет. Тебя все же вылечили или ещё страдаешь?Раскрыт истинный ...

От кубышки до сберкнижки

Хотя Россия в 16-17 веках славилась далеко за её пределами несметными богатствами монастырей, церквей и царской казны, в большинстве случаев деньги в тайники прятали не монахи и царские сановники, а крестьяне и посадские люди — ремесленники, и прятали они не золото, драгоценные камни и прочие сокровища, а ходившие серебряные копейки…

От кубышки до сберкнижки

Журнал: Загадки истории, №45 — ноябрь 2014 года
Рубрика: Деньги
Автор: Марк Раппорт

Русская копейка не знала инфляции и девальвации!

Фото: серебряная копейкаДревний русский обычай прятать деньги в тайниках сродни современному обычаю хранить деньги в Сбербанке.

Деньги в землю

Клады — это те суммы, которые собирались и откладывались не для того, чтобы хранить их вечно, а для покупки необходимого. Как только набиралась нужная сумма, владелец доставал деньги из тайника и тратил их. При низких ценах на товары первой необходимости набрать хотя бы сумму, составляющую 10 рублей, было делом нелёгким и требующим довольно много времени.


Роль Сбербанка выполняла кубышка — глиняный горшочек сферической формы с высоким узким горлышком. Такие кубышки, предназначенные для длительного хранения денег, делали городские гончары. Москвичи делали чернолощёные кубышки, похожие на металлические. В Новгороде, Пскове, Смоленске была другая мода — там кубышки покрывали поливой жёлтого или коричневого цвета. В глухих, удалённых от больших городов местах деревенские гончары производили простые кубышки из необожжённой глины. Благодаря своей сферической форме кубышки легко выдерживали любое давление, их можно было прятать в земле на большой глубине или закладывать камнями, они не боялись ни воды, ни огня. Но, как уже упоминалось, тогдашние цены соответствовали суммам, найденным в кубышках.

Ценовой пир

Цены на съестные припасы, например, были таковы: четверть ржаной муки (это около 4 пудов, то есть 16 килограммов) обходилась покупателю в 30 копеек, пуд коровьего масла — в 60 копеек. Рыба свежая и солёная, которая продавалась возами, пудами, бочками, рогожами, пучками, а иногда штуками, стоила по 37 копеек пуд (за сёмгу), воз сёмги стоил около 10 рублей, две бочки белуги, доставленные с севера, стоили 10 рублей 25 алтынов.
Продавались и «заморские» товары. Они ценились выше. Например, один лимон стоил полторы копейки. А «отечественная» курица — копейку, столько же стоили полтора десятка яиц.
Не намного дороже ценились простая одежда и строительные материалы. Рубахи и порты, сшитые из холстины, имели цену около 10-12 копеек за штуку; сапоги, в зависимости от материала, продавались по цене от 25 до 50 копеек за пару. Самыми дешёвыми головными уборами были колпаки, стоившие от 6 до 8 копеек. За 100 трёхсаженных брёвен, 13 досок и 100 гвоздей, приобретённых «на хоромное строение», покупатель платил 7 рублей.
Соответствовала размерам «кладов-вкладов» простолюдинов и оплата их труда.
Плотники, прибывшие с артелью в Москву для строительных работ по государеву приказу, получали в день по 3-4 копейки. За шитьё шубы из материала заказчика мастер получал 4 копейки. Так что «копеечка», которую просил юродивый в пушкинском «Борисе Годунове», несомненно, художественный образ — на самом деле «копеечка» была достаточно крупной суммой, и нищим копейки не подавали. Крупнейшая московская купеческая фамилия тех времён, Шорины, скупая пеньку у Болдина монастыря, заплатила в 1595 году 20 рублей, а в 1596 году — и вовсе 5 рублей. Чиновники тоже откладывать в кубышку не имели потребности, к тому же у них были никем не учтённые «поминки».
Два дьяка, нанятые Иосифо-Волоколамским монастырём для выполнения различных бюрократических процедур московских приказах, получали: один — 7 рублей в год, другой — 4 рубля. Впрочем, эти дьяки стояли на верхушке чиновничьей лестницы. Чиновники приказов кормились за счёт добровольных приношений, которые платили «от дела» просители. К примеру, старец Антониево-Сийского монастыря Исайя, прибыв в Москву по делам монастыря, «ударил челом диаку Остуде Власьеву, нёс поминка рубль денег, да другому диаку Тимофею Петрову рубль же да робятам их дал 4 московки (полкопейки)». Более мелкие служащие приказа — подьячие и привратники — получали в качестве «поминка» по деревянной ложке.
Француз Жак Маржерет, посетивший Россию на рубеже 16-17 веков и долго проживший среди русских, заметил: «Дворяне измеряют своё богатство по числу слуг и служанок, а не по количеству денег». Размеры земельных наделов и число крестьян определяли уровень богатства. Но даже у богатых купцов не деньги составляли их сокровища — они заключались в товарах, лавках, амбарах, кораблях. Тот же Маржерет отметил эту особенность русской экономики: «Не высылая денег за границу, но ежегодно скупая оныя, россияне платят иноземцам обыкновенно товарами. Даже сам царь серебром платит только тогда, когда сумма не превышает 4 или 5 тысяч рублей, обыкновенно же пушным товаром или воском».
Несмотря на кажущуюся мизерность копеечных сокровищ, сегодня сама по себе копейка, кроме исторической, имеет и свою ценность. Ведь вес одной копейки колебался от 0,68 до 0,27 грамма, а чеканилась она из серебра 960-й пробы. Так что современным кладоискателям не стоит снисходительно относиться к копеечным сокровищам.

 

источник

Картина дня

наверх