Загадки истории.

2 904 подписчика

Свежие комментарии

  • Ярослав Федянин
    Тема «Русь до крещения» вызывает много споров среди историков и любителей истории. Часто представление о дохристианск...Русь до крещения....
  • Александр Сосинович
    Да евреям в общем-то другие народы безразличны. Если бы в 1-2 веках нашей эры римляне не изгнали евреев с территории ...Филипп Экозьянц: ...
  • Владимир Алтайцев
    это ты  подонок и падал ь антисоветская.Пришел на все гот...

Атомная подземная лодка "Боевой Крот". Секретные разработки СССР

Человека с давних времен тянуло то опуститься на дно, то подняться в воздух, то достичь самого центра Земли.

fda125as-960

Накануне Второй мировой Советский союз и Германия активно разрабатывали новое оружие — боевые субтеррины (подземные лодки), предназначенные для нанесения ударов по стратегически важным объектам противника буквально из-под земли.

Идеи подземной войны не были забыты и после победы над Германией, но до сих пор разработки в этой сфере находятся под завесой тайны. По некоторым данным, 50 лет назад в СССР был создан успешный прототип боевой машины нового типа. «Боевой крот» спокойно вгрызался в скалы и уходил в глубину с небывалой для проходческих машин скоростью.Испытания проходили на территории нескольких областей СССР, один из таких полигонов располагался на территории Свердловской области, близ города Кушва в окрестностях горы Благодать. Уральский полигон стал последним пристанищем экспериментальной машины. Во время повторного прохода случилась авария одного из агрегатов, повлекшая мощный взрыв. «Боевой крот» был уничтожен, все члены экипажа погибли…

Капсула Требелева

1452325534120049809

Еще в 1904 году русский изобретатель Петр Рассказов опубликовал в английском журнале материал о самоходной капсуле, которая может двигаться под землей. Причем, впоследствии его чертежи всплыли в Германии. А первый подземный самоходный аппарат в 30-х годах прошлого века создал советский инженер и конструктор А. Требелев, которому помогали А. Кирилов и А. Баскин.

podzemnye_lodki_6

Принцип работы этой подземной лодки во многом был скопирован с действий роющего норы крота.

Прежде чем приступить к проектированию субтеррины, конструкторы при помощи рентгена тщательно изучили биомеханику движений животного, помещенного в ящик с землей. Особое внимание уделялось работе головы и лап крота. А уже на основе полученных результатов был сконструирован его механический «двойник». Капсулообразная субтеррина Требелева двигалась под землей за счет бура, шнека и четырех кормовых домкратов, которые толкали ее, подобно задним лапам крота. Машиной можно было управлять как изнутри, так и снаружи — с поверхности земли, при помощи кабеля. По тому же кабелю подземная лодка получала и электропитание. Средняя скорость движения субтеррины составляла 10 метров в час. Но из-за ряда недоработок и частых отказов аппарата проект был закрыт. По одной из версий ненадежность субтеррины была выявлена уже во время первых испытаний. По другой — перед самой войной ее все же пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова. Согласно второй версии, в начале 1940-го года конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова усовершенствовал субтеррину Требелева. Причем этот проект изначально создавался исключительно для военных целей, и новая подземная лодка должна была действовать без связи с поверхностью. За полтора года был создан опытный экземпляр. Предполагалось, что он сможет проработать в автономном режиме под землей несколько дней. На этот срок субтеррина снабжалась топливом, а экипаж, состоявший из одного человека — кислородом, водой и пищей. Однако закончить работу над проектом помешала война. Судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова неизвестна.

Субтеррины Рейха

Интерес к подземным лодкам проявлял не только Советский Союз. Перед войной субтеррины разрабатывали и германские конструкторы. В 1930-е годы инженер фон Верн (по другим источникам — фон Вернер) оформил патент на подводно-подземную «амфибию» которая так и называлась — Subterrine. Аппарат имел возможность двигаться как в водной стихии, так и под поверхностью земли, причем, согласно расчетам фон Верна, в последнем случае субтеррина могла развивать скорость до 7 км/ч. При этом Subterrine была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе пяти человек и 300 килограммов взрывчатки.

В 1940 году Германия всерьез рассматривала проект фон Верна для использования в военных действиях против Великобритании. В планах разработанной Гитлером операции «Морской лев», предусматривавшей высадку на Британские острова немецкого десанта, нашлось место и подводно-подземным лодкам фон Верна. Его амфибии должны были незаметно подплыть к британским берегам и продолжить движение по английской территории под землей, чтобы затем нанести внезапный удар по обороне британцев в самом неожиданном для противника районе. По некоторым данным, кстати, к работе над проектом фон Верна приложил руку некто Р. Требелецкий. Причем есть неподтвержденная версия, что на самом деле это был тот самый Требелев, который разработал первую подземную лодку в СССР и либо побывал в Германии и встретился с фон Верном, либо при помощи абвера сбежал из Советского Союза. Проект Subterrine погубила самонадеянность Г. Геринга, руководившего люфтваффе и рассчитывавшего победить англичан в воздушной войне без помощи из-под земли. В итоге подземная лодка фон Верна так и осталась нереализованной идеей, как и фантазии его знаменитого однофамильца Жюля Верна, задолго до появления подземных лодок написавшего фантастический роман «Путешествие к центру Земли».

1452325569190422209

Другой еще более грандиозный проект германского конструктора по фамилии Риттер был назван с изрядной долей пафоса Midgard Schlange («Змей Мидгарда») — в честь мифической рептилии — мирового змея, опоясывающего всю обитаемую землю. Эта машина должна была передвигаться над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до ста метров. При этом предполагалось, что «Змей» будет двигаться под землей со скоростью от 2 км/ч (в твердом грунте) до 10 км/ч (в мягком грунте), 3 км/ч — под водой и 30 км/ч — по поверхности земли. Но больше всего поражают колоссальные размеры этой гигантской машины. Midgard Schlange задумывался, как подземный поезд, состоящий из множества вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый — по шесть метров в длину. Общая длина соединенных воедино «змеиных» фаланг-вагонов составляла от 400 метров. В самой длинной комплектации — более 500 метров. Путь «Змею» в грунте пробивали четыре полутораметровых бура. Кроме того, в машине имелись три дополнительных буровых комплекта, а ее вес составлял 60 000 тонн. Чтобы управлять такой махиной требовалось 12 пар рулей и 30 человек экипажа. Впечатляло и вооружение гигантской субтеррины: две тысячи 250-килограмовых и 10-килограмовых мин, 12 спаренных пулеметов и шестиметровые подземные торпеды. Изначально планировалось использовать «Змея Мидгарда» для уничтожения фортификаций и стратегических объектов на территории Франции и Бельгии, а также для подрывав британских портов. Но в итоге подземный колосс Рейха так и не принял участие ни в одной из боевых операций. Точных данных о том, был ли изготовлен хотя бы опытный экземпляр «Змея» или эта идея, как и Subterrine, осталась лишь в бумажном воплощении, нет. Но известно, что наступающие советские войска обнаружили под Кенигсбергом таинственные штольни, а рядом — уничтоженную машину непонятного предназначения. Кроме того, в руки разведчикам попала техническая документация, описывающая немецкие подземные лодки.

«Боевой крот»

После войны проект субтеррины попытался реализовать руководитель СМЕРШа В. Абакумов, привлекший к работе с трофейными чертежами и материалами профессоров Г. Бабата и Г. Покровского. Но по-настоящему продвинуться в этой сфере удалось лишь в 60-х годах с приходом к власти Н. Хрущева. Новому лидеру СССР понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, он даже заявил об этих планах публично. И, судя по всему, для подобных заявлений к тому времени уже имелись веские основания. В частности, известно, что на Украине близ поселка Громовка был построен секретный завод по производству подземных лодок.

9p_PodZemLodka

А в 1964 году была выпущена первая советская субтеррина с ядерным реактором, получившая название «Боевой крот». Об этой разработке, правда, известно немного. Подземная лодка имела вытянутый титановый цилиндрический корпус с заостренным концом и мощным буром. По разным данным, размеры атомной субтеррины составляли от 3 до почти 4 метров в диаметре и от 25 до 35 метров в длину. Скорость движения под землей — от 7 км/ч до 15 км/ч. В экипаж «Боевого крота» входили пять человек. Кроме того, машина могла перевозить до 15 десантников и около тонны груза — взрывчатки или вооружений. Такие боевые машины должны были уничтожать фортификационные сооружения, подземные бункеры, командные пункты и ракетные пусковые установки в шахтах. Кроме того, «Боевые кроты» готовились к выполнению особой миссии. По замыслу военного командования СССР, в случае обострения отношений с США субтеррины можно было использовать для подземного удара по Америке. С помощью подводных лодок планировалось доставить «Боевых кротов» в прибрежные воды сейсмически нестабильной Калифорнии, затем пробуриться на территорию США и установить подземные ядерные заряды в тех районах, где находились американские стратегические объекты. В случае приведения атомных мин в действие, в регионе возникли бы мощнейшие землетрясения и цунами, которые можно было бы списать на обычный природный катаклизм. По некоторым данным, испытания советской атомной субтеррины проводились в разных грунтах — в Подмосковье, Ростовской области и на Урале…

bkrot5Часовня на вершине горы

Испытание новейшего «чудо-оружия» происходило на территории Свердловской области, близ города Кушва, в районе горы Благодать. Первое уральское испытание завершилось успешно. Все участники испытаний были поражены итогом первого запуска в условиях твердых уральских грунтов — подземная лодка прошла небольшой скоростью насквозь с одного склона горы на другой. Однако во время второго испытания, в толще скальной породы горы Благодать, экспериментальная машина по неизвестным причинам взорвалась. Поскольку на борту субтеррины находился атомный реактор, то в результате аварии уральскую землю сотряс ядерный взрыв, при этом сам аппарат с находившимися в нем людьми был буквально разорван силой взрывы, а обвалившийся пройденный туннель навсегда похоронил останки «боевого крота» под тяжестью скальной породы.

Следы от испытания "боевого крота" на территории уральского полигонаСледы от испытания «боевого крота» на территории уральского полигона

После случившейся аварии проект был закрыт, а все данные по испытания новейшего вооружения были либо уничтожены, либо засекречены. Официального подтверждения испытаний не было и нет до сих пор. Лишь некоторые частички информации, просочившиеся в информационное поле в эпоху гласности и вседозволенности – начале 90-ых годов, приоткрыли тайну несостоявшегося научного-технического прорыва советской инженерной мысли. В принципе сам факт ограничения информации достаточно распространенное явление, ведь не секрет, что в послевоенное время нашими учеными разрабатывались самые разные проекты, порой граничащие с мыслью фантастов. О некоторых из них мы знаем достаточно подробно, но что-то до сих пор остается сокрытым в папках секретных архивов.

28269-010936-8b508adb84a5e920cf65d06f1376762d

Подземный ядерный взрыв вблизи Нижнего Тагила был зафиксирован сейсмостанциями в разных концах Земли, при этом отчетливая дрожь земли ощущалась жителями соседних к полигону населенных пунктов: Кушвы, Верхней Туры, Красноуральска и Баранчинского. Авария подземной машины, кстати, чуть было не стала поводом для международного скандала, так как подземные толчки, характерные для взрыва атомной бомбы, были зафиксированы в НАТО и США. В связи с этим инцидентом испытания были прекращены. Конкретные причины взрыва подземной лодки были засекречены. В архивах Сейсмологической лаборатории АН СССР имеется запись, что сейсмодатчики метеостанции Нижнего Тагила зафиксировали подземные толчки, однако их эпицентр обнаружить не удалось.

После закрытия проекта, по некоторым данным, оборудование и опытные экземпляры установок пытались перепрофилировать под гражданские нужды и адаптировать боевые машины под горнопроходческие нужды, к примеру, для строительства метрополитена. Но военные технологии требовали значительных доработок, прежде чем их можно было бы использовать в гражданской среде. В итоге было принято решение не тратить средства на переоборудование машин и их переработку, а попросту все ликвидировать. Так была поставлена точка в истории подземной боевой машины, к сожалению, но сделать сказку былью советским конструкторам не удалось.

Материал подготовил:

ЛЮБУШКИН Андрей

«Таинственный Урал»

https://tainyurala.ru/проект-субтеррина-боевой-крот/

наверх