Оборона Овьедо — одна из самых ярких страниц в истории Гражданской войны в Испании, которая стоит наравне с героической защитой испанскими националистами крепости Алькасар в Толедо. Осада города республиканцами длилась с 19 июля 1936 г. до середины октября 1937 г.
Когда 18 июля 1936 года по всей Испании вспыхнуло восстание испанских националистов против республиканской власти президента Асаньи и его промарксистского правительства, Овьедо не рассматривался восставшими как вероятное место для успешного развития событий. Город был центром рабочего шахтерского движения в провинции Астурии, в котором в октябре 1934 года была провозглашена "Астурийская Советская республика", просуществовавшая почти целый месяц.
Однако военный губернатор провинции, полковник Антонио Аранда, заверил местных шахтеров в верности гарнизона Асаньи и "Народному фронту". При переговорах с командирами рабочих дружин Аранда назвал себя «мечом Республики». Он поощрил их на марш через Леон и Кастилию — на помощь Мадриду, откуда просили о помощи. Полковник даже снабдил шахтеров несколькими сотнями винтовок, патронами и тремя пулеметами.
Сразу же после ухода горняцкого ополчения на юг Аранда поднял восстание и молниеносно захватил город с его оружейным заводом. Горняки, успевшие занять Леон и вторгнуться с севера в Старую Кастилию, повернули обратно, в Астурию и взяли Овьедо в осаду.
Республиканцы не спешили штурмовать Овьедо, так как значительная часть их ополчений была задействована на подавление восстания националистов в приморском городе Хихоне. Там, в казармах города держал оборону маленький гарнизон (200 человек) во главе с полковником Пенилья. Только 16 августа казармы были взяты республиканцами, а гарнизон был полностью уничтожен.
Теперь республиканцы смогли наконец сконцентрировать свое внимание на Овьедо. С самого первого дня осады республиканцы отключили водоснабжение города.. Защитникам и жителям города приходилось пользоваться неочищенной водой из городского резервуара с нормированной раздачей.
4 сентября начался штурм Овьедо. Республиканская авиация сбросила на город 1500 бомб, а артиллерия обстреливала ближние жилые кварталы. Весь город был окутан черным дымом пожаров. От бомб и снарядов погибло почти тысяча мирных жителей. Четыре дня спустя, под прикрытием бронированных паровых катков, республиканцы предприняли атаку на северную часть города, однако националисты, поставив зенитные орудия прямо на мешки с песком, подбили два катка и отбросили противника.
Непрекращающийся артобстрел города уносил жизни многих его жителей, а нехватка неочищенной воды вызвала эпидемию сыпного тифа, однако этот террор и бедствия только сплотили население города и его защитников. Многие жители, которые сначала сочувствовали Народному фронту и Республике, стали активно помогать защитникам Овьедо, поскольку многие члены их семей были убиты или ранены взрывчатыми веществами нападающих.
Положительную роль в этом сплочении сыграл и тот фактор, что, в отличие от республиканцев, в особенности анархистов и коммунистов, националистами в Овьедо в отместку за понесенные жертвы среди защитников и мирных жителей не было казнено ни одного из политических заключенных, находящихся в их руках. Это, пожалуй был, единственный случай в Испании с обеих сторон за всё время войны.
4 октября, в день перед второй годовщиной начала Революции Астурии в 1934 г., республиканцы, получив дополнительное подкрепление в живой силе и технике, начали решительное наступление.
Националисты потеряли часть высот вокруг города. Затем сражение переместилось в ближайшие городские кварталы и улицы. Борьба бушевала в течение недели. Один за другим националисты оставляли свои позиции и отходили к центру города. Кольцо вокруг защитников неумолимо сжималось. Они исчерпали все свои боеприпасы, а из 3000 человек в строю осталось 600.
8 октября, когда защитники города остались почти без боеприпасов, националистическим летчикам удалось сбросить им с малой высоты 30000 патронов.
К 10 октября у Aранды оставалось только 500 бойцов, и он стянул их в центр города для последнего боя.. Республиканцы к этому времени захватили почти все важные объекты города, включая последнюю электростанцию, но Aранда по радио, приведенным в действие автомобильной батареей, призвал защитников и жителей города бороться, как испанцы, до конца. Он послал сообщение во вспомогательную колонну националистов прорывающейся к ним на помощь из Галисии, в которой сообщил, что его оставшиеся войска уже почти без боеприпасов, но они будут сражаться до последнего.
Республиканцы-ополченцы, неся огромные потери (с начала штурма 5000 человек), медленно продвигались к центру города. Каждый дом, в котором держали оборону националисты, не желавшие сдаваться, они подрывали динамитом, и только затем продвигались дальше. Когда до центра города, где возвышался центральный кафедральный собор, республиканцам оставалось захватить последний квартал, в Овьедо ворвались войска националистической колонны из Галисии.
Националисты пробили узкий коридор в город и держали его до полного падения республиканского Севера Испании год спустя. Республиканцы оставили город и отступили на позиции занятыми ими в начале осады. Овьедо больше не был в опасности. Полковник Антонио Aранда получил звание генерала и принял участие в сражениях у Теруэля и в Арагоне.
После окончания Гражданской войны в Испании города, выдержавшие длительную осаду — Авила, Бельчите, Овьедо,Сарагосса, Сеговия, Теруэль, Толедо — получили статус городов-героев.
Свежие комментарии