Противостояние КГБ и МВД, так характерное для брежневских и более поздних времен, стало возможным только благодаря тому, что Хрущев вывел тайную полицию страны из состава министерства внутренних дел и переподчинил ее напрямую Политбюро ЦК. Брежнев восстановил союзное МВД и вернул милицию из республиканского подчинения в общесоюзное.
По главе вновь созданного министерства стал его старый друг еще по Днепропетровску Николай Щелоков, бывший в то время 2-м секретарем ЦК компартии Молдавии.Нужно сказать, что Щелоков не очень хотел занимать пост союзного министра внутренних дел и пошел на это только после уговоров Брежнева. Эта должность традиционно считалась "нехорошей", поскольку такие министры как правило заканчивали очень плохо. Как оказалось позднее, предчувствие его не обмануло.
Взявшись за дело в 1966 году, тогда еще это было министерство общественной безопасности, Щелоков довольно быстро привел милицию в надлежащий вид. Старшее поколение прекрасно помнит разгул преступности и хулиганства, который сопровождал почти все правление Хрущева, начиная с бериевской амнистии. Щелоков смог довольно быстро навести порядок в стране, вернув милиции ее прежний статус и престиж. В короткий срок он смог создать мощную силовую структуру, в которой КГБ сразу же успотрел конкурента своему влиянию в стране.
Если Брежнев поступил очень мудро, назначив Щелокова министром внутненних дел, то поставил на КГБ Андропова он совершил огромную ошибку. Андропов не только усилил влияние комитета до такой степени, которая не снилась ни Ежову, ни Берии в самые золотые годы расцвета НКВД, вмешивался во внешнюю политику страны (достаточно вспомнить активность КГБ в Афганистане, которая закончилась вводом в страну советских войск и войной), но и пости открыто интриговал как против армии, так и против МВД. О противостоянии Советской Армии и КГБ мы как-нибудь напишем отдельный большой пост, сегодня мы говорим о Щелокове.
И Щелоков смог остоять свое министерство, не пустив в его структуры КГБ. За исключением внутренних войск, где особисты все-таки были, вся милиция находилась все зоны контроля комитета. Щелоков близко не подпускал Андропова к своим людям, сохраняя полную автономность.
Пока Брежнев оставался у власти, Щелоков мог успешно противостоять комитету, но после его ухода это стало невозмно. У власти оказался Андропов, КГБ победил. Щелокова сразу же сняли, впозднее лишили звания генерала армии и наград. А дальше началось самое интересное.
Существует версия, что жена Щелокова Светала стреляла в Андропова, но была сама застрелена его охраной, которая затем инсценировала ее добровольный уход на даче. Скорее всего, в 83-м году в Андропова действительно кто-то стрелял, поскольку подообные слухи, только уже с участием Галины Брежневой, несколько лет упорно ходили по всему Союзу. Но дети Щелоковых отрицают участие их матери в покушении и согласны с тем, что она могла уйти сама. Однако они же твердо отрицают, что на это мог быть способен их отец Николай Щелоков, который в конце 84 года ушел при очень странных обстоятельствах. К тому времени самого Андропова уже не былов живых, но травля Щелокова продолжалась и через несколько лет перекинулась и на его первого зама Чурбанова, чем вчера мы посвятили отдельную публикацию.
Свежие комментарии