Загадки истории.

2 905 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Сосинович
    Да евреям в общем-то другие народы безразличны. Если бы в 1-2 веках нашей эры римляне не изгнали евреев с территории ...Филипп Экозьянц: ...
  • Владимир Алтайцев
    это ты  подонок и падал ь антисоветская.Пришел на все гот...
  • Дмитрий
    Я дико интересуюсь. Прошло 5 лет. Тебя все же вылечили или ещё страдаешь?Раскрыт истинный ...

Путь в рай человека-торпеды

После Пёрл-Харбора мир впервые узнал о камикадзе — японских лётчиках-смертниках, пикировавших на вражеские объекты с грузом взрывчатки. В течение последующего времени и особенно осенью 1944 года, когда шли сражения за Филиппины, камикадзе вновь проявили себя, а американцы, как следствие, понесли новые потери.

Адмиралы «союзников» в связи с этим очень нервничали и вряд ли предполагали, что к концу года «героев-самоубийц» в боевых частях японской армии оставалось всего несколько десятков. В тоже время, японское командование и не думало отказываться от специфически национального метода борьбы, несмотря на то, что, на самом деле, камикадзе не могли серьёзно повлиять на ход боевых действий. Мало того, помимо камикадзе было запущено новое секретное оружие японцев — «кайтэн».

Подобно лётчикам-смертникам, искавшим своей гибели в небе, кайтэн — специально подготовленные для управления торпедами — подводники, шли на верную смерть в состоянии фанатического экстаза, во имя Великой Японии, чтобы поразить американские корабли на просторах Тихого океана.

Это оружие и было названо японцами «кайтэн», что означает в дословном переводе «путь в рай». Но самое удивительное заключается в том, что идея использования людей-торпед, была разработана отнюдь не японцами, а итальянцами.

20 сентября 1941 года, под покровом ночи, экипаж торпеды, доставленный в порт Альхесирас (Гибралтар) итальянской подводной лодкой «Шире», вышел из её боевой рубки. Заняв места на торпеде, моряки повели её на сближение со стоящими в бухте кораблями. Атаке мешали ветер, большая волна. Чтобы осмотреться, водитель время от времени снимал кислородную маску. Вскоре была избрана жертва — крупное низкосидящее судно. Торпеда подошла к нему и погрузилась у борта. Экипаж прикрепил зарядное отделение к корпусу судна, были пущены часы взрывателя. Затем моряки включили механизм самоуничтожения торпеды и вплавь благополучно добрались до берега. Вскоре грянул взрыв. Английский танкер «Фиона Шелл» разломился и затонул.

В 1942 году шесть итальянских управляемых торпед, атаковав английский флот в Александрии, в течение ночи вывели из строя два линейных корабля. В этих атаках была использована тихоходная торпеда «Майяпе» длиной 6,7 метра, диаметром 53 сантиметра — прототип всех последующих торпед, управляемых людьми, фактически сверхмалая подводная лодка. На ней верхом располагались два человека в специальных водолазных костюмах. Её максимальная скорость не превышала 5 километров в час, радиус действия — 18 километров, глубина погружения — 30 метров. Зарядное отделение содержало 300 килограммов взрывчатки, соединялось с корпусом муфтой и могло быть легко отделено. На ходу водители торпеды сначала держали голову над водой, затем торпеда погружалась.
Англичане, которым удалось поднять, затонувшую в районе атаки, совершенно исправную итальянскую торпеду, решили на её основе создать собственное подобное оружие. Так в английском флот появились человекоуправляемые торпеды, получившее название «Чернот». Первым объектом атаки «Чернот» намечался немецкий линейный корабль «Тирпиц».

31 октября 1942 года безобидное с виду рыболовное судёнышко «Артур», нёсшее под килем две английских торпеды, благополучно подошло почти на 15 миль к фашистскому рейдеру. Однако торпеды сорвало с креплений штормом, и их потеряли в море. Другие «Чериот» пригодились в Палермо и Анцио, где им удалось потопить два крейсера и повредить три эсминца.

Весной 1944 года в германском флоте также стали применять человекоуправляемые торпеды типа «Негтер» и «Мардер». Эти последние, как и все названные ранее торпеды, управлялись хотя и добровольцами, шедшими на риск, но вполне нормальными людьми, не торопившимися следовать по «пути в рай».
Особенностью японской торпеды являлась неизбежность гибели её водителя, в связи с чем скорость управляемого снаряда была доведена до 30-40 узлов. В феврале 1944 года началось массовое производство нового оружия, а для подготовки водителей в сентябре вблизи военно-морской базы Куре на островке Оцудзима создали секретную школу под кодовым названием «База II».

Первые добровольцы подбирались среди офицеров флота, но потом было решено вербовать всех желающих из курсантов морских авиационных училищ. Первоначально набрали более 2000 добровольцев.
После отсева женатых и колеблющихся осталось около 200 человек.

На «Базе II» курсанты впервые увидели «Кайтэн-1» — стальную сигару длиной около 15 метров и диаметром 1 метр. Водоизмещение её равнялось 8,3 тонны. Торпеда приводилась в движение бензино-кислородным двигателем и могла идти под водой с максимальной скоростью 30 узлов (55,5 километра в час). Носовую часть корпуса занимал заряд взрывчатого вещества весом 550 килограммов. Водитель и приборы управления и контроля располагались в средней части. Здесь же установили перископ. При подходе подводной лодки к району боевых действий водитель-смертник садился в торпеду. Затем лодка погружалась и шла на позицию «залпа». Специальное устройство обеспечивало «залп» в подводном положении, а дальше торпеда мчалась к цели самостоятельно.

Вот как вспоминал подробности использования «Кайтэн» японский водитель-смертник Ютака Ёкота: «Первый боевой поход «Кайтэн» совершила группа подводных лодок «Кикусуи». На палубе каждой лодки находилось по четыре торпеды «Кайтэн». Провожать их прибыл командующий 6-м флотом (подводным) вице-адмирал Мива. Вечером 6 ноября 1944 года для 12 молодых офицеров-водителей человеко-торпед устроили торжественный ужин. Все личные вещи смертников упаковали для отправки родственникам. На посылках появились надписанные именами владельцев надписи, такие, например: «Предан Его Величеству навечно» или «Япония — навечно страна богов». На ужин подали множество редких для того периода консервированных продуктов, сакэ (водку) и катикури (каштаны). Затем состоялась краткая церемония, каждому офицеру выдали шашку, оркестр сыграл марш императорского военно-морского флота, произнесли несколько спичей. Самой трогательной была речь одного из инициаторов создания «Кайтэн» Сэкио Нисина, который заявил, что возьмёт с собой в торпеду пепел погибшего в тренировочном походе второго поборника этого оружия — Куроки, чтобы его друг посмертно принял участие в последнем штурме противника. Утром следующего дня, провожаемые целой стаей катеров и пожеланиями счастливого (!) плавания, лодки вышли в море.

Группа должна была нанести удар по кораблям противника на якорной стоянке у островов Улити и Палау. Наблюдение показало, что у Улити стоят на якоре свыше 100 кораблей. Нисине предстояло вести «Кайтэн» №1. На головах смертников были белые хатимаки (повязки), означавшие такую же непреклонную решимость, какую несколько столетий назад проявили 40 самураев, мстителей за смерть императора.

Что произошло далее, — продолжает Ёкота, — установить с достаточной точностью не удалось. Известно, что Нисина прорвался к стоянке кораблей и в 05:07 подорвал эскадренный танкер «Миссисипи».
Зарево от пожара осветило залив. Как действовал каждый из трёх других смертников не ясно, однако известно, что ни один из них удара не нанёс».

Ряд следующих попыток японского командования нанести ощутимый урон американскому флоту в Тихом океане также не дали весомых результатов. Тогда японцы решили отказаться от атаки кораблей на якорных стоянках и предпочитали впредь нападать только в открытом море.

Это потребовало модернизации «Кайтэн-1». Появились «Кайтэн-2». Новая торпеда могла развивать ход 40 узлов, т.е. 74 километра в час. Заряд взрывчатого вещества был увеличен до 1500 килограммов. На лодку-носитель вместо четырёх торпед стали принимать шесть.

К июню 1945 года в боевых действиях против США в общей сложности участвовали 23 подводные лодки, оснащённые «Кайтэн». На их счёту, по японским данным, 32 американских корабля. Но в США считают, что «Кайтэн» потопили только один танкер.

Всего за годы войны Япония потеряла в боевых действиях 80 водителей торпед «Кайтэн» и ещё 16 во время подготовки.

Ирина Стрекалова

Источник

наверх