Когда-то самым красивым кораблем русского военного флота был фрегат «Паллада», построенный в начале XIX века из лучших материалов известнейшими русскими корабельными инженерами. На «Палладе» был совершен большой переход из Балтийского моря на восток, описанный писателем И. Л. Гончаровым. Но Гончаров нс упомянул о дальнейшей судьбе корабля.
У берегов Японии фрегат пострадал от землетрясения, выдержал беспримерную борьбу с тайфуном. Получив значительные повреждения, «Пал- лада» была отведена в одну из дальневосточных бухт, теперь называемую Советской гаванью. Вторжение англо-французской эскадры в наши дальневосточные воды во второй половине XIX века помешало восстановлению фрегата. Он был надежно замаскирован командой, но зимой, когда главная опасность обнаружения фрегата противником уже миновала, напуганные царские чиновники из адмиралтейства послали на место стоянки «Паллады» офицера с приказом затопить корабль. 12 января 1856 года трусливый приказ был приведен в исполнение.
Через 80 лет после гибели фрегата «Паллада», в августе 1936 года, -в Советскую гавань прибыла из Владивостока группа водолазов Тихоокеанской экспедиции подводных работ. На глубине 18—20 метров они нашли затонувший фрегат. Он лежал с диферентом на нос, на метр зарывшись в грунт, с креном около 40 градусов на левый борт. Это был уже не белоснежный красавец. Он весь оброс толстым слоем ракушек и водорослей. Причудливые, длинные стебли морской капусты шевелились на бортах, словно щупальцы. Фрегат представлял собой печальное зрелище. Корабль длиной в 60 метров, по существу, сохранился лишь на длине 25 метров от носа.
Носовая часть фрегата еще носила следы былой красоты. Корма была совершенно разрушена. На обоих бортах частью сохранилась обшивка из меди, сосны и тика. Когда-то блестевшие, надраенные руками матросов, медные и бронзовые части фрегата покрылись окисью, по сохранили свой прежний вид. Настил прогнил и во многих местах разрушен. В средней части и на корме палуба тоже разрушена. Деревянные части поел червь*древоточец.
За фок-мачтой, судя по нескольким обломкам фарфоровых тарелок и двум, найденным водолазами, заржавелым столовым ножам с серебряными ручками, вероятно, была кают-компания. Водолазы сняли с фрегата все, что можно было снять, не повредив судна, в том числе несколько ядер, иллюминатор со стеклом, койку, кое-какие медные части. Из сохранившихся кусков деревянных брусьев были изготовлены шахматы в подарок ленинскому комсомолу. Через четыре года, осенью 1940 года, водолазы произвели детальный осмотр фрегата для выяснения возможности его подъема. Стало ясно, что при подъеме разрушенный корпус «Паллады» можег переломиться в нескольких местах. Однако в одном из номеров журнала «Краснофлотец» за 1945 год капитан дальнего плавания Лухманов, командир парусной шхуны «Товарищ», старый моряк, любивший море и флот, высказывал уверенность в том, что ветеран русского военного флота, фрегат «Паллада», построенный из лучших сортов дуба, тика и ясеня, выдержит подъем.

Однако задача эта не осуществима. Во Владивостоке, в скромном домике, спрятавшемся в тени деревьев на улице 1 Мая, находится краеведческий музей имени Арсеньева. Здесь, на подставке, под стеклянным колпаком, можно увидеть медный иллюминатор и куски обшивки фрегата, подаренные музею нашими водолазами. Рядом стоит прекрасно выполненная модель «Паллады». Фрегат полностью оснащен, под всеми парусами. Эту модель, по указаниям своего отца, который знал фрегат, сделал смотритель музея, бывший боцман. Опрятный, чистый корабль, точная копия «Паллады», под парусами, поставленными для хода на полный ветер — фордевинд, как бы просится из-под стекла на морской простор...
Свежие комментарии