Загадки истории.

2 905 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Сосинович
    Да евреям в общем-то другие народы безразличны. Если бы в 1-2 веках нашей эры римляне не изгнали евреев с территории ...Филипп Экозьянц: ...
  • Владимир Алтайцев
    это ты  подонок и падал ь антисоветская.Пришел на все гот...
  • Дмитрий
    Я дико интересуюсь. Прошло 5 лет. Тебя все же вылечили или ещё страдаешь?Раскрыт истинный ...

ИГИЛ: Война со статуями

Кадры чудовищных казней с отрезанием годов, совершаемых бойцами ИГИЛ («Исламского государства Ирака и Леванта»), давно обошли страницы всех СМИ и вряд ли нуждаются в комментариях. Однако с весны этого года руководство ИГИЛ начало ещё одну войну — на сей раз не со своими идейными и политическими противниками и «еретиками», а с памятниками великих цивилизаций минувших веков.

ИГИЛ: Война со статуями

Журнал: Тайны 20-го века, №36 — сентябрь 2015 года
Рубрика: Гримасы современности
Автор: Пётр Люкимсон

По заветам Ибрагима и Мухаммеда?

Фото: ИГИЛ — разрушение памятников и музеевВ начале апреля сильный взрыв разбудил посреди ночи жителей пригородов иракского города Мосула. Поначалу они подумали, что речь идёт об очередной бомбардировке. Вскоре выяснилось, что это боевики ИГИЛ взорвали сотни тонн взрывчатки под основанием холма Нимрода — легендарного царя Древнего мира, упоминаемого в Библии. Значительная часть этого холма оставалась не раскопанной и продолжала скрывать свои тайны, но там же находились статуи богов, сфинксов и других мифических существ, сотворённых более трёх тысяч лет назад гением ассирийских скульпторов. Многие из них памятны любому бывшему советскому школьнику по учебнику «История Древнего мира» для 5-го класса. Увы, взрыв превратил все эти реликвии в прах.
В июне настал черёд музея Мосула. Ворвавшись в здание, боевики ИГИЛ стали кувалдами и ломами крушить хранившиеся в нём древние статуи ассирийской и вавилонской цивилизации. Общая стоимость экспонатов музея всегда оценивалась специалистами в сотни миллионов долларов, но на самом деле эти артефакты попросту бесценны. Без них мы уже никогда не сможем прикоснуться к великим страницам прошлого человечества…
Мотивы, которыми руководствовались исламские фундаменталисты при уничтожении этих памятников, на первый взгляд, просты: артефакты были созданы язычниками, а любые следы язычества, утверждают лидеры ИГИЛ, должны быть стёрты с лица земли.
«На всех землях, где будет установлена власть ислама, мы снесём любые знаки поклонения идолам и установим на них веру в истинного, Одного Бога», — говорилось в официальном заявлении ИГИЛ после взрыва холма Нимрода.
«Славные бойцы Исламского халифата явились с молотками в руках и продолжили дело нашего праотца Ибрагима, уничтожив идолы народа, давно исчезнувшего с лица земли… Это богоугодное дело вызвало ярость у всех противников Аллаха, которые сегодня рыдают о потере «великого наследия прошлого». Но наших воинов не должны трогать слёзы еретиков и богоотступников — также, как Ибрагима не трогали увещевания его отца, когда он разбивал идолов. Так же велел поступать и наш пророк Мухаммед», — говорилось в передовице онлайн-журнала Dabiq (официального органа ИГИЛ на английском языке) после погрома в мосульском музее.
Здесь, наверное, следует пояснить, о чём речь. Еврейские мидраши (устные предания), перешедшие затем в коранические сказания, утверждают, что Фарра, отец праотца еврейского и арабского народов Авраама (Ибрагима), был министром при дворе царя Нимрода и владел магазином по продаже глиняных домашних божков. Юный Авраам, сам пришедший к идее Единого Бога, однажды взял молоток и разбил всех этих идолов. Когда, придя в магазин, Фарра спросил, что случилось, Авраам ответил:
— Я поставил перед богами тарелку с едой, они из-за неё переругались, затем передрались и разбили друг друга!
— Не говори глупостей!
 — возмутился Фарра. — Идолы не едят, не говорят и не дерутся!
— Если это так, почему ты им поклоняешься?!
 — сказал Авраам.
Предание это давно известно, как и нетерпимость ислама к любым проявлениям язычества. Но классический ислам отнюдь не призывает уничтожать памятники древности. Более того: некоторые исламские богословы утверждают, что такие памятники, несмотря на их языческий характер, должны быть сохранены, «чтобы напоминать потомкам о великой победе ислама».
Территория современных Ирака, Ливана и Сирии вот уже свыше 1300 лет находится под властью ислама, но никому почему-то не приходило в голову заниматься вандализмом. Величественные развалины храмов древней Ниневии, Вавилона, Баальбека со стоящими в них статуями во все времена оставались нетронутыми.В 2001 году талибы по приказу муллы Омара разрушили статуи Будды в Бамианской долине Афганистана. Десять лет спустя ЮНЕСКО отказалось восстанавливать их, заявив, что «людям нужны подлинники, а не подделки».Скажем больше: армия ИГИЛ приступила к своим первым завоеваниям в 2009 году, и вскоре на оккупированной ею территории оказалось немало археологических объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Холм Нимрода оказался в руках ИГИЛ ещё в июне 2014-го. И до весны 2015 года ИГИЛ не собиралось уничтожать древние артефакты и не заявляло об этом как об одной из своих «священных целей».
Когда группа всемирно известных археологов выразила обеспокоенность по поводу судьбы экспонатов мосульского музея, сотрудники последнего направили им успокоительное письмо. В нём утверждалось, что боевики ИГИЛ не только не собираются наносить ущерб музею, но и взяли его под свою охрану.
— В течение многих месяцев боевики ИГИЛ находились в музее. Не было ни краж, ни попыток нанести ущерб экспонатам… Поэтому мы были совершенно спокойны, — сказал в интервью телеканалу «Аль-Джазира» один из крупнейших археологов Ирака Ламия Аль-Джайлани.
Из всего этого напрашивается два вывода: за разрушением древних памятников стоит не только религиозное рвение исламистов, и весной 2014 года что-то в ИГИЛ изменилось.

Не верь глазам своим

В настоящее время ИГИЛ владеет огромной территорией в районе Междуречья — тех самых «рек вавилонских», о которых говорится в знаменитом псалме. Под властью «Исламского халифата» оказалось около 10 миллионов человек, первичные нужды которых надо обеспечивать. А ведь есть ещё расходы на армию, необходимость закупки новых вооружений и прочее.
Основной источник доходов главарей ИГИЛ — огромный «чёрный рынок» нефти, которой торгуют по демпинговым ценам. По самым скромным подсчётам, торговля нефтью приносит ИГИЛ один миллион долларов в день.
Но этого недостаточно. ИГИЛ необходимо было найти другой источник доходов. Когда торговля заложниками не оправдала ожиданий, лидеры ИГИЛ, судя по всему, пришли к массовой торговле древностями.
Ещё в сентябре 2014 года по поводу разворовывания ИГИЛ исторических ценностей в Париже была проведена специальная конференция ЮНЕСКО.
— Историческое наследие Ирака находится в большой опасности, — заявил в ходе выступления представитель Франции в ЮНЕСКО Филипп Лальо.
Директор Багдадского музея Хусейн Рашид был на этом форуме куда более конкретен и однозначен: ИГИЛ вместе с международной мафией, специализирующейся на торговле древностями, стали вывозить артефакты с Ближнего Востока и реализовывать их в Европе и США.
— Они торгуют произведениями искусства, возраст которых значительно превышает 2000 лет, и потому их стоимость чрезвычайно трудно оценить. Но ясно одно: эта торговля должна им приносить сотни миллионов долларов, — сказал тогда профессор Рашид.
Но с какой стати исламистам потребовалось уничтожать древние статуи, если они вполне могли их продать?!
Этот простой вопрос побудил недавно группу американских, европейских и израильских археологов ещё раз вместе просмотреть размещенные ИГИЛ в Интернете кадры уничтожения экспонатов мосульского музея. Кадры недостаточно чёткие, но современные технологии позволяют исправить это. На них видно, как боевики ИГИЛ, войдя в залы музея с молотками в руках, начинают крушить статуи. Но более детальное рассмотрение этих статуй привело экспертов к выводу, что… речь идёт не о подлинниках, а о копиях, причём дешёвых и наспех сделанных. В остановленном кадре было видно, как после удара молотком у одной из скульптур отлетает голова и становится виден… пронизывающий статую металлический стержень. То есть бравый «воин ислама» разбивал поделку из железобетона.
Наконец, на кадрах не видно, что боевики делали с другими, стоящими на полках небольшими экспонатами. Однако затем полки оказываются пустыми.
Вывод напрашивался сам собой: экспонаты мосульского музея, вероятнее всего, были не уничтожены, а куда-то вывезены для дальнейшей продажи.
— Как ни странно, это вселяет надежду на то, что мы ещё сможем увидеть часть этих реликвий в будущем, а их новым владельцам рано или поздно придётся вернуть свои приобретения законному хозяину — народу Ирака! — говорит профессор археологии израильского университета Бар-Илан Ицхак Меир. — Но вот в отношении монументальных скульптур, находившихся на холме Нимрода, вПальмире и других местах, боюсь, их можно считать потерянными для человечества. Правда, и тут утешает то, что далеко не всё из сокрытого в земле древнего Междуречья было раскопано. До многих тайн учёные, а значит, и варвары из ИГИЛ, просто не добрались, следовательно, что-то достанется и другим поколениям.

В поисках рекламы

Политологи обращают внимание на ещё один (помимо религиозного и финансового) возможный мотив, который движет лидерами ИГИЛ в их войне против исторических памятников, — пропагандистский.
«Исламский халифат» с самого начала не только не пытался скрыть свои преступления, но и выставлял их напоказ, размещая в YouTube ролики, запечатлевшие казни. То есть для них крайне важна реклама их беспощадной борьбы с «врагами ислама».
Но после того как западные СМИ решили не публиковать снимки казней и вообще стали уделять ИГИЛ меньше внимания, лидеры «халифата» стали искать то, что могло бы снова потрясти Запад и заставить его говорить о происходящем на берегах Евфрата. И нашли: ни одно СМИ Запада не смогло пройти мимо темы уничтожения христианских монастырей и останков ассирийской культуры.
Поднятый на Западе вокруг происходящего шум играет руководству ИГИЛ на руку и во внутренней пропаганде. «Смотрите, — говорят исламисты оказавшемуся под их властью населению, — Западу нет никакого дела до ваших страданий, но зато его волнует судьба мёртвых камней…».

 

 

 

источник

наверх