Загадки истории.

2 904 подписчика

Свежие комментарии

  • Ярослав Федянин
    Тема «Русь до крещения» вызывает много споров среди историков и любителей истории. Часто представление о дохристианск...Русь до крещения....
  • Александр Сосинович
    Да евреям в общем-то другие народы безразличны. Если бы в 1-2 веках нашей эры римляне не изгнали евреев с территории ...Филипп Экозьянц: ...
  • Владимир Алтайцев
    это ты  подонок и падал ь антисоветская.Пришел на все гот...

Чем православие отличается от католицизма?

Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.

Разные кресты

1-663x464

Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия.

Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.

Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I.Н.Ц.I.

Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали «Царь славы». Такое написание сохранилось у старообрядцев.

Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.

Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.

Почему по-разному крестятся?

image001-663x1033

У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.

Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого... делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».

В православной традиции норма исполнения крестного знамения менялась в части двоеперстия и троеперстия, но о том, что креститься нужно справа налево писали церковные деятели до и после реформы Никона.

Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак «язв на теле Господа Иисуса Христа» - две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа - божественная и человеческая. В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Сверхдолжные заслуги святых

indulgenza-663x490

Кроме очевидных различий в обрядовой части, в системе монашества двух церквей, в традициях иконографии, есть у православных и католиков масса расхождений по части догматической.

Так, Православная церковь не признает католического учения о сверхдолжных заслугах святых по которому великие католические святые, Учителя церкви оставили неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», чтобы затем грешники могли воспользоваться богатствами из нее для своего спасения.

Распорядителем богатств из этой сокровищницы является Католическая церковь и лично Понтифик.

В зависимости от усердия грешника Понтифик может брать богатства из сокровищницы и предоставлять их грешному человеку, поскольку своих собственных добрых дел для спасения у человека не хватает.

С понятием «сверхдолжные заслуги» непосредственно связано понятие «индульгенция», когда человек за внесенную сумму освобождается от кары за свои грехи.

Непогрешимость папы

800px-Papst_Pius_XII._Krönung_1939JS-663x732 (1)

В конце XIX века Римско-католической церковью был провозглашен догмат о непогрешимости папы римского. Согласно ему, когда папа (как глава Церкви) определяет её учение, касающееся веры или нравственности, он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться.

Эта вероучительная безошибочность является даром Святого Духа, данным папе римскому как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не основывается на его личной безгрешности.

Догмат был официально провозглашён в догматической конституции Pastor Aeternus 18 июля 1870 года наряду с утверждением «ординарной и непосредственной» власти юрисдикции понтифика во вселенской Церкви.

Папа римский только один раз воспользовался своим правом провозгласить новое учение ex cathedra: в 1950 году папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии. Догмат о безошибочности был подтверждён на II Ватиканском соборе (1962—1965) в догматической конституции о Церкви Lumen Gentium.

Ни догмат о непогрешимости папы римского, ни догмат о Вознесении девы Марии Православная церковь не приняла. Также Православная церковь не признает догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии.

Чистилище и мытарства

Pur_18

Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище - особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.

В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.

По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Католическая церковь учения о мытарствах не признает.

«Филиокве»

img08-01-663x502

Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.

Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.

Окончательно утвердилось оно на так называемых «объединительных» соборах – Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1431-1439).

В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).

В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).

Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.

Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.

Поделиться:
8
11

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

ПРОШЛОЕ

Снайпер Роза Шанина: «Невидимый ужас Восточной Пруссии»

2017-04-19 19:25:55

20-летняя Роза Шанина за первый месяц своей службы уничтожила 17 фашистов. О ней восторженно писала западная и советская пресса, называя её не иначе как «грозой фашистов». К моменту гибели счёт убитых ею немцев приближался к шестидесяти.

Настырная северянка

Роза Шанина родилась 3 апреля 1924 года в деревне Едьма Велтского уезда Вологодской губернии (сегодня село входит в Архангельскую область). Свое имя она получила в честь Розы Люксембург. Была единственной девочкой в семье, хорошо училась и после окончания 7 классов средней школы решила поступать в архангельское педагогическое училище. Хотя родители были против такого решения, Роза все-таки поехала в Архангельск, для чего прошла по тайге 200 километров до ближайшей станции. Упорства ей было не занимать. В среднюю школу она ежедневно ходила 13 километров в соседнюю деревню Березняки.

Роза поступила в училище. Когда перед войной обучение стало платным, Роза устроилась работать воспитателем в вечернюю группу детского сада. Во время бомбардировок Архангельска, Роза в отрядах добровольцев тушила пожары и несла вахту.

Мастер дуплета

Роза Шанина пошла в военкомат ещё в начале войны, но 17-летнюю девушку не приняли. Только в феврале 1942 года женщины от 16 до 45 лет смогли пойти на фронт. Роза прошла Всеобуч и в июне 1943 года была призвана Первомайским райвоенкоматом Архангельска. Оттуда она была направлена в Центральную женскую школу снайперской подготовки. Закончив её с отличием, она отказалась от должности инструктора и добилась отправки на фронт.

Через 2 дня после своего 20-летия, 5 апреля 1944 года Роза вступила в бой. Первый же выстрел отличницы снайперской школы оказался результативным. Через месяц на счету Розы было уже 17 убитых фашистов. Её «коронкой» был двойной выстрел на одном дыхании, или, как его называли, дуплет. Командиры отзывались о Розе как о первом снайпере дивизии.

Награды

18 апреля 1944 года Роза была награждена орденом Славы III степени, став первой девушкой на 3-м Белорусском фронте, удостоенной этой награды. В наградном листе отчество Розы Шаниной было указано как Георгиевна, тогда как по паспорту девушка была Егоровной. В наградном листе не было ошибки - в 1940-е годы имена Егор и Георгий были взаимозаменяемыми.

22 сентября 1944 года Розе Шаниной был также присвоен Орден Славы 2-ой степени. Опять же, снайперша стала первой девушкой, получившей такую награду сразу 2 и 3 степеней. Также, буквально за месяц до своей смерти Шанину наградили медалью «За отвагу».
Сама Роза была уверена, что слава ей достается незаслуженно. В своем дневнике, который она вела вопреки запрету, было записано: «Я сижу и размышляю о своей славе. Меня зовут лучшим снайпером в газете «Уничтожим врага», а «Огонёк» поместил мой портрет на первую страницу. Это странно даже представить, как те, кого я знаю, смотрят на эту иллюстрацию. Я знаю, что так мало делала до сих пор».

Рвалась в бой

Тяжелее всего Роза переживала часы бездействия. Она постоянно рвалась на передовую или в разведку, но командир 144-й дивизии отказывал ей, разумно полагая, что потеря хорошего снайпера очень дорого обойдётся.

Роза даже дважды писала письмо Сталину, а потом попросила разрешения обратиться к командующему. Уже на следующий день она была в штабе армии и добилась приема у генерала Николая Крылова. И генерал не смог отказать.

Роза Шанина ходила в разведку, часто совершала «самоволки» на передовую. Однажды ей даже удалось взять в плен трех немцев. В своем дневнике она писала: «Оружие у них отобрала. Подвела к деревне: в руке винтовка, за поясом гранаты и финка — ну как настоящий вояка».
28 декабря 1944 года Роза была ранена на передовой. Сама она оценила свое ранение как «две маленькие дырочки», но госпитализация все же была необходима. Интересно, что в своем дневнике Роза писала, что видела вещий сон, в котором была ранена в то же место, что и в жизни.

Одна

Снова на передовой Роза оказалась уже 8 января. 25 числа она была тяжело ранена в грудь. Через три дня, в госпитале, от полученных ранений девушка скончалась.

Она предчувствовала свою смерть . В своем последнем письме фронтовому корреспонденту Петру Молчанову она писала: «Быть может, меня скоро убьют. В батальоне, где я сейчас, из 78 человек осталось только 6. А я тоже не святая».
Несмотря на грозный образ, сложившийся у Розы на фронте (союзные газеты называли её «Невидимый ужас Восточной Пруссии»), ничто человеческое ей было не чуждо.

Её дневники сохранили трогательные переживания. 10 октября 1944 года она писала: «На сердце тяжело, мне 20 лет, а нет близкого друга, почему? И ребят полно, но сердце никому не верит», 18 ноября: «Одинокой быть тяжело. Хочется иметь рядом близкого человека, хорошего друга».

Согласно последнему наградному листу от декабря 1944 года, на снайперском счету Розы Шаниной числились 59 убитых солдат и офицеров противника.

источник

наверх