Леонид Радзиховский
Альтернативная История – забавный жанр. Замыслы Творца мы все равно не узнаем – а вот посудачить на Его счет, вообразить, какойдругой пикник на нашей обочине Он мог бы учудить – дело законное.
Вот и повод недавно был – ДР гражданина Ульянова-Ленина.
Я не буду «начинать про Ленина рассказ» – отдельная тема.
Но как бы то ни было, обязательная казенная брань либералов и столь же казенные славословия «коммунистов» (ни единого живого звука, естественно, не было ни там ни там) опять выводят нас на Главный Год России – 1917.Отсюда и вопрос – «что было бы, если бы…».
Если бы Ленин простыл в своем шалаше, подцепил испанку на митинге, словом – взял да и умер.
Ясно, что никакой Октябрьской Революции бы не было. Авторитет Ленина в Партии был Абсолютен, без его воли, его планов, его личности они бы 100 раз разругались-распугались-разгрызлись. Ок – Революции нет.
А что же есть?
Очевидно, война примерно тогда же (может даже чуть раньше) кончилась бы поражением немцев. (Может не было бы Революции в Германии или она была бы другой – но это не наши трудности).
Временное правительство кое-как досидело бы до конца войны. И вот тут-то начинается самое интересное.
Учредительное собрание на самом деле очень мало отличалось от Съезда Советов. Большинство в Учредилке было, как известно, у эсеров, на втором месте – большевики, далее более мелкие социалистические партии и совсем на донышке – левые либералы, кадеты.
А тут с фронта возвращаются Победители. С оружием. Как раз к тому моменту Учредительное собрание – в полном соответствии с программой эсеров – принимает свой «Декрет о Земле» (собственно, только поэтому-то крестьяне за них и голосовали). Слова были бы другие, не ленинские. А суть – та же самая. «Помещичья собственность на землю – отменяется». И, понятно, что никакого выкупа никто бы в 18 году платить не собирался – ну, разве что штыком в брюхо…
Итак, Россия имеет массовый разгон дворян. Или «сухой», или – при малейшем недовольстве самих этих владельцев «вишневых садов» (многие из которых тоже вернулись бы с фронта и тоже с оружием!) – кровавый.
Далее, ясно, что как минимум Польша, Финляндия и Прибалтика из состава Российской Республики бы вышли. Никаких сил (да и желания!) их удерживать у Временного правительства, находящегося в огненном кольце полыхающих имений – не было бы. Как, кстати, после Учредительного Собрания не было бы и никакого «Временного правительства» – было бы новое правительство эсеров (а может эсеров + большевики?).
Но развал Империи едва ли ограничился бы отпадением Польши и Прибалтики.
На Кавказе были достаточно сильные сепаратисты, тем более что им было за что бороться – Баку был тогда главным нефтяным районом России и вторым в Мире! (Там сразу началась резня армян и азербайджанцев – она была по-любому неизбежна). Отделилась бы и Грузия – там была сильная меньшевистски-сепаратистская партия.
Отдельная песня – Украина и Белоруссия. Там (особенно в Белоруссии) не было сильных сепаратистов. Но началась бы война с поляками – основными помещиками в Украине и Белоруссии были поляки. А отдавать свои земли «быдлу» и «хамам» они бы могли и не захотеть… Вот эта аграрная война – в которой едва ли могло большую роль сыграть Центральное правительство в Петрограде – и обернулась бы, скорее всего отделением Украины (а значит неизбежно и Белоруссии) от России.
Наконец, Средняя Азия. Как всегда, покорная всем… Но проблема в том, что Эмир Бухарский и Хан Хивинский легко и охотно признавали властьБелого Царя. А вот власть, которая отбирает земельную собственность у помещиков, да к тому же власть слабую и неопытную? Скорей всего они бы постарались отделиться…
Итого.
«Величайшая геополитическая катастрофа» + аграрная революция + хаос «социалистических правительств».
Ну-с, а «здоровые силы»? Офицеры, государственно мыслящие интеллектуалы, буржуазия? Они бы равнодушно смотрели на этот Хаос, воцарившийся в России? Или попытались «как-то остановить» – например, с помощью все тех же Союзников?
Имеем все предпосылки Гражданской войны или той самойпугачевщины, о которой – как о неизбежном результате войны – Николая II еще в 1914 предупреждал Дурново (бывший министр внутренних дел), о которой говорил в 1915 крупнейший русский банкир Путилов послу Франции…
Гражданская война, которая могла кончиться или распадом страны на несколько Республик – Сибирская, Донецкая, Центральная и т.д., – или же все-таки Диктатурой. Только не большевистской, а скорее военно-националистической («фашистской» – тогда, до Гитлера, это слово не имело такого бранного смысла как сегодня).
Хорошо.
Отмотаем пленку еще на полгода назад.
Февраль 17. Представим, что этот треклятый хлеб вовремя завезли в Петроград. НЕТ Февральской Революции. Усидел Царь. Ну, уж тогда-то все было бы Ок?
Как бы не так!
Вот победно – еще чуть раньше, ну, допустим, в конце 17 года (на 7 ноября!) кончилась Война. Немцы запросили пардону. И?
Австро-Венгрия взрывается и разлетается на куски (кто читал Швейка, знает, КАК чехи относились к «нашему обожаемому монарху»). А развал Австро-Венгрии означает, что освободилась австрийская часть Польши. Разгром Германии – освобождение уже германской части Польши. Ясно, что эти части неизбежно сольются с «русской» Польшей в единое Государство. А это значит что или России предстоит проглотить уже всю Польшу – на что у измученной России нет сил, или же русская часть Польши – уходит из России.
«Ну и черт с ней!» – легко скажет современный читатель. Тот же самый читатель, который ни за что не готов на «уход» Украины. Ну, а 100 лет назад Российская Империя была точно так же не готова на уход Польши – да еще на уход… как результат нашей победы! Так вот «за что боролись»?!
Но это-то – цветочки.
Главное – впереди.
Главное – это возвращение с фронта 10 млн. Победителей. С винтовками. Возвращение… с тем же самым вопросом – за что боролись?
А в тылу-то – Дума! Да, там большинство – не социалисты, а либералы, «прогрессивный блок». Но ведь все равно, так или иначе — Дума-то знай себе воюет с Императором!
Так что среди счастливых победителей возникают все те же «разногласия по аграрному вопросу», между дворянами и крестьянами – только между вооруженными дворянами и крестьянами! При этом понятно, что Николай не может предать дворян (кстати, главные помещики России, как известно, Романовы…). Но и противостоять крестьянам он тоже не может! И?
«Но почему же ни в 1814, ни в 1945 никакого кризиса не было? Ведь опять же – Победители не получили ничего!».
Потому, что в 1814 крестьянам просто в голову придти не могло пойти «против помещиков и Царя» – ведь не было никакого раскола в Верхах, никаких «партий», никакой «Думы», да и никакой Лев Толстой не объяснял что «частное владение Землей – Великий Грех». Как результат войны возникли правда декабристы, но это рвануло еще не скоро и не сильно…
А в 1945 опять же вместо Думы был – Гулаг. А вместо Николая – Сталин. И сразу после войны он повел свою, превентивную войну с фронтовиками – отменил 9 мая, сослал на Урал Жукова, завинтил всё, что мог… Но всё равно – в конце концов именно поколение Победителей сломало лед сталинской Системы и стало поколением ХХ съезда. Вот только шло это не в режиме обвала, а под «руководством Партии и Правительства»…
Вернемся в гипотетический 17-18 год.
Как минимум острейший конфликт в стране и глубочайший политический кризис от бездарно выигранной войны. Как максимум – падение Монархии и – см. выше.
Что касается Союзников, то они уж точно не стали бы вмешиваться и спасть Николая (максимум, спасли бы его и семью просто физически). Зачем им сохранение – или еще и расширение! – Российской империи? Российская Республика устраивала их куда больше – и идеологически, и геополитически. Но ведь и счастливой Республики тут бы не было – а было бы тотальное расползание по швам страны и аграрная Революция.
Так что же… Значит – хоть с Лениным и большевиками, хоть без них, но Российская Империя была обречена?
Да.
И обречена она была не в 17, а в 14 году.
И обрекла она себя сама. Точнее, её обрёк Император, начав – без малейшей разумной цели! – Войну. Войну против себя.
Да, начал не он, точней – не он один. Начала Австрия, Германия, Вильгельм…
Но Германия Вильгельма – какая бы она не была! – это все-таки не III Рейх. Она совсем не планировала – ни уничтожение России, ни даже простое вторжение. Если бы Николай поступился честью (амбициями), отдал Сербию на расправу сумасшедшим австрийцам (которые точно также рвались изо всех сил свернуть себе шею в бессмысленной войне!) – то он мог бы избежать Войны.
Войны, которая как в случае поражения, так и в случае Победы – означала бы а) Крах Монархии, б) распад Империи и в) аграрную Революцию.
Российская Империя – не зря Двуглавый Орел.
Хрупкая птичка. Ей летать было уже с 1905 г. противопоказано… Эта Империя – как стакан, налитый водой до краев и стоящий на голове. Стакой Короной – не побегаешь. Расплещется.
И самое ведь страшное – вовсе не территориальное разрушение Империи – черт с ней, с Польшей, даже с Украиной… Хуже другое – территориальный распад почти всегда означает крах системы власти. Смену Государства. Надо иметь великий опыт и ум британских правящих классов, чтоб мирно распустить Империю и не перевернуть саму Государственную Систему. (Ну и к тому же Заморская Империя – совсем не то, что континентальная).
В Августе 14 Российская Империя выстрелила в себя. Долго мучилась – и умерла в 1917.
Конец Империи Романовых был жестко запрограммирован в 1914. А вотвозрождение Российской Империи – еще в куда более жестком по структуре, бОльшем по размеру и вообще принципиально новом варианте – было совсем не запрограммировано. Это – уже дело рук Ульянова. Но ведь, по нашему предположению, он умер от «испанки»…
Свежие комментарии